В настоящее время в нашей стране очень активно начал развиваться спорт, как профессиональный, так и любительский. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Современный ритм человеческой жизни очень не прост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы. Как же можно решить эту проблему? А решение простое – нужно заняться спортом.
Я занимаюсь спортивным ориентированием уже второй год и когда я рассказываю об этом сверстникам, то почти всегда слышу от них вопрос: «А что это?». Но я не мог правильно сформулировать мысль и объяснить друзьям, что, же представляет этот вид спорта. Мне хотелось не просто рассказать друзьям об ориентировании, а заинтересовать и увлечь их тоже. Ведь некоторые ребята ничем не заняты в выходные, а бегать, ходить в приятной компании вдвойне интереснее. Даже если взять с собой на тренировку или соревнование кого-то интересующегося, он не поймёт, что происходит, куда бегут спортсмены, почему в разном направлении и даже навстречу друг другу. Примерно так выглядят соревнования по спортивному ориентированию со стороны, но что, же оно представляет собой на самом деле? Я решил провести исследование, чтобы расширить свои знания о происхождении спортивного ориентирования, о его влиянии на развитие личности и заинтересовать сверстников. Ориентирование предлагает множество преимуществ, но его главная привлекательность в том, что это весело!
Актуальность выбранной темы. Спортивное ориентирование - доступный и гармоничный вид спорта, сочетающий в себе физические, интеллектуальные и познавательные элементы спорта. Но не многие из моих сверстников знают о нём. Отмечу, что Федерация России по спортивному ориентированию работает под девизом: «Ориентирование – спорт для здоровья нации»
Цель исследования - изучение влияния спортивного ориентирования на физическое и нравственное развитие учащихся.
Объект исследования - спортивное ориентирование.
Предмет исследования – интерес к спортивному ориентированию, значение этого вида спорта для учащихся.
Задачи исследования:
- Дать определение понятию «спортивное ориентирование» и объяснить, почему я выбрал этот вид спорта;
- Узнать историю возникновения спортивного ориентирования;
- Выяснить, какие бывают виды спортивного ориентирования;
- Изучить виды соревнований;
- Ознакомиться с экипировкой;
- Узнать историю спортивного ориентирования в Бурятии;
- Выявить пользу и недостатки этого вида спорта;
- Провести анкетирование и сделать вывод.
В реализации данной работы я воспользовался следующими методами:
- изучение различных источников информации о спортивном ориентировании;
- проведение анкетирования;
- анализ полученных данных;
- личный опыт.
Гипотеза – Спортивное ориентирование – спорт для всех.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы будут полезны детям и подросткам, родителям и учителям, т.к. занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Проект нацелен на то, чтобы доказать детям и подросткам, что спортивный образ жизни может быть игровым, развлекательным и в то же время полезным.
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (КП), расположенные на местности и отмеченные на карте. Результаты определяются по времени прохождения дистанции и правильности отметки КП (в определённых случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков[1]. Стандартный маршрут по спортивному ориентированию состоит из старта, серии контрольных пунктов, обозначенных на карте кружочками, связанными между собой линиями и пронумерованными по порядку прохождения, и финиша. На местности контрольные пункты обозначаются, так называемыми, призмами бело-красного цвета.
Спортом ориентирование называют по двум причинам.
Во-первых, в нём присутствует фактор скорости – дистанцию необходимо преодолевать на время, как можно быстрее.
Во-вторых, ориентирование – это соревнования: участники борются между собой, стараются показать лучший результат.
В результате, спортивное ориентирование оказывается стремительным, эмоциональным видом кросса на местности, который связан с определённой физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными техническими приёмами. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.
-
- Влияние спортивного ориентирования на развитие умственных способностей ребенка
Физическая подготовка, это одна сторона ориентирования. Не менее важна работа головой: скорость принятия решений, внимательность, пространственное воображение, умение держать в голове несколько объектов одновременно, быстро их находить. Без этих качеств хорошая физическая подготовка с легкостью заведет в противоположную от финиша сторону.
Спортсмены ориентируются по карте, на которой условными обозначениями показаны дороги, леса, поляны, болота, скалы, ямы и возвышенности, в некоторых случаях даже деревья.
Мозг у ребенка-ориентировщика решает сразу несколько задач. Анализирует карту, отмечает характерные особенности местности: «справа поляна, впереди через 200 метров тропа повернет налево, за поворотом от тропы отойдет овраг, в конце которого стоит контрольный пункт».
Проанализировав карту, составляет представление о том, как эта местность будет выглядеть в реальности: какова плотность леса и дальность видимости, какие ориентиры будут хорошо видны, а какие сложно заметить, насколько тяжело бежать по данной местности, и т.п.
А также, ребенок-ориентировщик должен будет замечать ориентиры и понимать где относительно них он находится, чтобы не потеряться. И всё это время непрерывно смотреть под ноги, чтобы не упасть или не врезаться в дерево.
В настоящее время имеются исследования, в которых изучалось влияние систематических занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность и академическую успеваемость школьников и студентов.
Это как отечественные, так и зарубежные работы, в которых авторы заключают, что регулярные занятия спортивным ориентированием в целом способствуют повышению умственной активности занимающихся.
Занимаясь спортивным ориентированием, получая советы учителя, участвуя в соревнованиях, общаясь с единомышленниками, я входе наблюдения и анализа выявил преимущества спортивного ориентирования среди других видов спорта.
Спортивное ориентирование – это тот вид спорта, где «активно развивается голова». Просто иметь хорошую физическую форму не достаточно для успешного выступления в соревнованиях. Очень важна теория. Для быстрейшего прохождения дистанции ребятам часто приходится очень быстро самостоятельно принимать решения.
Правила соревнований бывают очень разные. Много видов! Я не знаю, в каком еще спорте правила игры меняются от раза к разу. Занятия не могут быть монотонными или скучными.
В ориентировании не заставляют детей отрабатывать часами одинаковые элементы, а приучают действовать, исходя из ситуации, как в жизни. Нет универсального решения. Это приучает человека постоянно учиться и совершенствоваться. На дистанции бывают то болота, то горы, то овраги. Бывает и ориентирование в парке, и даже спортивный лабиринт.
Это просто прогулка по лесу. Так же этот спорт (один из немногих), который не вредит здоровью. Ты можешь пропустить неделю, месяц, год, и потом просто вернуться. Тебе всегда будут рады. Или заниматься ориентированием время от времени, по возможности. Никто не будет на тебя «давить», заставлять куда-то ходить и где-то участвовать. Тут уж только твоя ответственность. Хочешь хорошо выступить – тренируйся. Возможность выбирать - это очень важно!
Ещё одно преимущество ориентирования заключается в том, что благодаря своим особенностям оно решает проблему привлечения к физической культуре подрастающее поколение.
К достоинствам спортивного ориентирования следует добавить еще его невысокую стоимость (нужна только подробная карта местности и компас) и возможность проводить соревнования в беге с картой и компасом практически в любой точке земного шара.
Так же в ориентировании есть элемент везения. Можно выполнить высокий разряд почти случайно. Главное вовремя «сориентироваться» как поступить. Разряды в ориентировании выполнить довольно легко, особенно юношеские, что очень приятно и дает хорошую мотивацию для детей.
Спортивное ориентирование – это единственный по-настоящему семейный вид спорта.
Из перечисленных преимуществ спортивного ориентирования можно сделать вывод: в этом виде спорта востребованы самостоятельность и быстрота мышления. Человек, обладающий такими качествами, да ещё в сочетании с хорошей атлетической подготовкой, представляет большую ценность для общества, а самодостаточность является ценным качеством для самого человека.
Таким образом, наряду с такими жизненно важными качествами, как: работоспособность, креативность, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, которое формирует спортивное ориентирование, этот вид спорта даёт возможность социальной адаптации многим неуверенным в себе людям. В этом состоит огромная социальная значимость спортивного ориентирования.
Польза и значимость спортивного ориентирования доказана, а какие могут быть недостатки? Почему же обычные люди так мало знают об ориентировании?
Отсутствие зрелищности - единственный, пожалуй, минус этого вида спорта и, как следствие, отсутствие информации.
Действительно, что увидят зрители на соревнованиях по спортивному ориентированию? Спортсмены в костюмах разных цветов, получив на старте карту, убегают в лес. Следующий эпизод: те же ребята, но уже в грязной, иногда порванной одежде, выскакивают из леса и мчатся к финишу. Что происходило в лесу, почему один спортсмен проиграл другому? Об этом можно только догадываться. Если сравнить с легкоатлетическими забегами, лыжными соревнованиями или плаванием (не будем сейчас говорить об игровых видах и единоборствах), где борьба спортсменов видна зрителю (или телезрителю) на протяжении всей дистанции, спортивное ориентирование похоже на загадочный "чёрный ящик". Но даже если вы и видите бегущих людей с компасами и картами, можете и не понять, кто лидирует, ведь определяющим моментом является считка информации с чипа участника.
В рамках своей работы я провел опрос среди школьников МБОУ "Усть-Киранской СОШ-И"
Для исследования было опрошено 67 человек. Как показал, опрос практически все знают такой вид спорта, как спортивное ориентирование. Это 91% опрошенных. 9% детей незнакомых с таким видом спорта преимущественно - это дети более младшего возраста. При этом хочу обратить внимание, что спортивное ориентирование не показывают по телевизору в виду специфики вида спорта.
На следующий вопрос «Влияет ли спортивное ориентирование на развитие личности ребенка», также значительная доля опрошенных детей уверена, что влияет.
Далее, предстояло поразмышлять над вопросом: «Если спортивное ориентирование влияет на развитие ребенка, то на какие качества?»
Большинство (84% опрошенных) уверено ответили, что как любой спорт, спортивное ориентирование влияет на развитие физических качеств.
Примерно одинаковый процент считает, что ориентирование влияет и на развитие умственных способностей (54,6% опрошенных) и на развитие «силы духа» (50% опрошенных) у ребенка
Все школьники с удовольствием отвечали на вопросы, связанные со спортивным ориентированием. А некоторые, даже решили заняться таким видом спорта.
Меня заинтересовало, с какого же возраста могут заниматься дети спортивным ориентированием? Оказалось, в некоторых детских садах нашей страны уже проходит участие в этом виде спорта. Соревнования проходили в игровой форме. Ребята помогали принцессе из сказки: «Бременские музыканты» найти и составить слово, которое поможет ей быть здоровой. Дети справились со всеми заданиями и отгадали ключевое слово: «СПОРТ». Принцессе нужно заниматься спортом и тогда она будет здорова.
Меня это заинтересовало, и мы с руководителем решили провести физкультурное занятие с использованием элементов спортивного ориентирования с детьми подготовительной группы, нашего детского сада, в ходе которого дошкольники выполняли задания по нахождению контрольных пунктов на участке своей группы в соответствии со своей картой-схемой.
Я думаю, что нужно проводить такие мероприятия в детских садах и школах, т.к. уже с детского сада ребенка приучают к урокам, «интеллектуальным занятиям», многие родители в стремлении реализовать свои амбиции забывают, что для ребенка хорошо, а что плохо. Отсутствие физической активности приводит к развитию у детей различных заболеваний. Спортивное ориентирование – лучший способ приобщить детей к здоровому образу жизни.
На основе моего исследования я сделал вывод: спортивное ориентирование нужно детям и подросткам в качестве двигательной активности и тренировки ума, т.к. в виду дефицита движения из-за большого числа уроков в школе и домашних заданий статическое положение увеличивает нагрузку на определённые мышцы и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития, выносливости, снижается настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на умственную работоспособность. Занятия спортивным ориентированием сполна решает все эти проблемы.
2.4. Мои предложения.
Чтобы ликвидировать безграмотность подрастающего поколения в спортивном ориентировании и приобщить детей к этому виду спорта, я предлагаю (на примере своего класса) открыть теоретический кружок «Знакомство с ориентированием». Для этого я составил информационную презентацию для учащихся. Также мне бы хотелось обратить внимание спорткомитет Кяхтинского района организовать секции по спортивному ориентированию.
Но лучшее средство для того, чтобы заинтересовать детей - это проводить для детей мини-соревнования по ориентированию в школах, на территории Кяхтинского района.
Заключение
В данной работе я доказал, что спортивное ориентирование - увлекательный и разносторонний вид спорта, доступный абсолютно для каждого желающего. Я представил ориентирование как спорт, включающий в себя как активную работу тела, так и занимательные задачи для ума. Кроме того, это способ общаться с природой, регулярно выезжая в различные уголки нашего края и не только. Дал понять, что поучаствовать в соревнованиях может любой желающий, независимо от возраста, уровня подготовки или физического состояния. А значит, подтвердилась гипотеза – Спортивное ориентирование – спорт для всех.
В результате проведённого исследования я дал определение спортивному ориентированию и объяснил свой выбор в спорте, узнал историю возникновения спортивного ориентирования и его развитие в России, Бурятии. Также я выявил достоинства и недостатки этого вида спорта. На основе проведённого анкетирования сделал вывод, что дети и подростки знают о спортивном ориентировании, заинтересовались этим видом спорта. Предложил конкретные действия по привлечению учащихся школы к данному виду спорта.
Сообщество увлечённых спортивным ориентированием людей оказывает благотворное влияние на круг их общения, т.к. у них нет таких болезней цивилизации, как отсутствие цели в жизни, одиночество, скука, апатия. Заняться ориентированием может любой желающий: кто-то для того, чтобы достичь высоких результатов, а кто-то просто, чтобы весело и активно провести своё время.
Как говорят ориентировщики всегда рады новым лицам в своих рядах, всегда готовы объяснить, показать и рассказать. Мы всегда открыто заявляем:
«Добро пожаловать в ориентирование!»
|