Воскресенье, 06.10.2024, 21:20

Сайт учителя физической культуры Чернояровой Валентины Георгиевны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Научно-практическая коференция
[ Скачать с сервера (5.08 Mb) ]01.02.2020, 15:11

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение районное управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Киранская средняя общеобразовательная школа-интернат

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция «Оздоровительная культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Спортивное ориентирование – спорт для здоровья нации»

 

 

 

 

Выполнил:

Елистратов Даниил ученик 10 класса

МБОУ «Усть-Киранская СОШ-И»

Научный рукововодитель:

ЧернояроваВ.Г., учитель

физической культуры и ОБЖ

МБОУ «Усть-Киранская СОШ-И»

 

 

 

 

 

 

 

2020г

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Что такое спортивное ориентирование?. 5

1.2. История возникновения спортивного ориентирования. 5

История возникновения спортивного ориентирования в Республике Бурятия. 7

1.3. Виды спортивного ориентирования. 9

1.4. Влияние спортивного ориентирования на развитие физических качеств ребенка. 10

1.5.Влияние спортивного ориентирования на развитие умственных способностей ребенка. 11

Глава 2. Наблюдения и метод исследования. 12

2.1. Личный опыт. 12

2.2. Анкетирование. 14

2.3. Приобщение к спортивному ориентированию. 16

2.4. Мои предложения. 17

Заключение. 18

Список используемой литературы.. 19

 

 

Введение.

 

В настоящее время в нашей стране очень активно начал развиваться спорт, как профессиональный, так и любительский. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Современный ритм человеческой жизни очень не прост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы. Как же можно решить эту проблему? А решение простое – нужно заняться спортом.

Я занимаюсь спортивным ориентированием уже второй год и когда я рассказываю об этом сверстникам, то почти всегда слышу от них вопрос: «А что это?». Но я не мог правильно сформулировать мысль и объяснить друзьям, что, же представляет этот вид спорта. Мне хотелось не просто рассказать друзьям об ориентировании, а заинтересовать и увлечь их тоже. Ведь некоторые ребята ничем не заняты в выходные, а бегать, ходить в приятной компании вдвойне интереснее. Даже если взять с собой на тренировку или соревнование кого-то интересующегося, он не поймёт, что происходит, куда бегут спортсмены, почему в разном направлении и даже навстречу друг другу. Примерно так выглядят соревнования по спортивному ориентированию со стороны, но что, же оно представляет собой на самом деле? Я решил провести исследование, чтобы расширить свои знания о происхождении спортивного ориентирования, о его влиянии на развитие личности и заинтересовать сверстников. Ориентирование предлагает множество преимуществ, но его главная привлекательность в том, что это весело!

Актуальность выбранной темы. Спортивное ориентирование - доступный и гармоничный вид спорта, сочетающий в себе физические, интеллектуальные и познавательные элементы спорта. Но не многие из моих сверстников знают о нём. Отмечу, что Федерация России по спортивному ориентированию работает под девизом: «Ориентирование – спорт для здоровья нации»

Цель исследования - изучение влияния спортивного ориентирования на физическое и нравственное развитие учащихся.

Объект исследования - спортивное ориентирование.

Предмет исследования – интерес к спортивному ориентированию, значение этого вида спорта для учащихся.

Задачи исследования:

  1. Дать определение понятию «спортивное ориентирование» и объяснить, почему я выбрал этот вид спорта;
  2. Узнать историю возникновения спортивного ориентирования;
  3. Выяснить, какие бывают виды спортивного ориентирования;
  4. Изучить виды соревнований;
  5. Ознакомиться с экипировкой;
  6. Узнать историю спортивного ориентирования в Бурятии;
  7. Выявить пользу и недостатки этого вида спорта;
  8. Провести анкетирование и сделать вывод.

В реализации данной работы я воспользовался следующими методами:

  • изучение различных источников информации о спортивном ориентировании;
  • проведение анкетирования;
  • анализ полученных данных;
  • личный опыт.

Гипотеза – Спортивное ориентирование – спорт для всех.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы будут полезны детям и подросткам, родителям и учителям, т.к. занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Проект нацелен на то, чтобы доказать детям и подросткам, что спортивный образ жизни может быть игровым, развлекательным и в то же время полезным.

Глава 1. Что такое спортивное ориентирование?

Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (КП), расположенные на местности и отмеченные на карте. Результаты определяются по времени прохождения дистанции и правильности отметки КП (в определённых случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков[1]. Стандартный маршрут по спортивному ориентированию состоит из старта, серии контрольных пунктов, обозначенных на карте кружочками, связанными между собой линиями и пронумерованными по порядку прохождения, и финиша. На местности контрольные пункты обозначаются, так называемыми, призмами бело-красного цвета.

Спортом ориентирование называют по двум причинам.

Во-первых, в нём присутствует фактор скорости – дистанцию необходимо преодолевать на время, как можно быстрее.

Во-вторых, ориентирование – это соревнования: участники борются между собой, стараются показать лучший результат.

В результате, спортивное ориентирование оказывается стремительным, эмоциональным видом кросса на местности, который связан с определённой физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными техническими приёмами. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.

    1. Влияние спортивного ориентирования на развитие умственных способностей ребенка

Физическая подготовка, это одна сторона ориентирования. Не менее важна работа головой: скорость принятия решений, внимательность, пространственное воображение, умение держать в голове несколько объектов одновременно, быстро их находить. Без этих качеств хорошая физическая подготовка с легкостью заведет в противоположную от финиша сторону.

Спортсмены ориентируются по карте, на которой условными обозначениями показаны дороги, леса, поляны, болота, скалы, ямы и возвышенности, в некоторых случаях даже деревья.

Мозг у ребенка-ориентировщика решает сразу несколько задач. Анализирует карту, отмечает характерные особенности местности: «справа поляна, впереди через 200 метров тропа повернет налево, за поворотом от тропы отойдет овраг, в конце которого стоит контрольный пункт».

Проанализировав карту, составляет представление о том, как эта местность будет выглядеть в реальности: какова плотность леса и дальность видимости, какие ориентиры будут хорошо видны, а какие сложно заметить, насколько тяжело бежать по данной местности, и т.п.

А также, ребенок-ориентировщик должен будет замечать ориентиры и понимать где относительно них он находится, чтобы не потеряться. И всё это время непрерывно смотреть под ноги, чтобы не упасть или не врезаться в дерево.

В настоящее время имеются исследования, в которых изучалось влияние систематических занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность и академическую успеваемость школьников и студентов.

Это как отечественные, так и зарубежные работы, в которых авторы заключают, что регулярные занятия спортивным ориентированием в целом способствуют повышению умственной активности занимающихся.

Глава 2. Наблюдения и метод исследования

2.1. Личный опыт.

Занимаясь спортивным ориентированием, получая советы учителя, участвуя в соревнованиях, общаясь с единомышленниками, я входе наблюдения и анализа выявил преимущества спортивного ориентирования среди других видов спорта.

Спортивное ориентирование – это тот вид спорта, где «активно развивается голова». Просто иметь хорошую физическую форму не достаточно для успешного выступления в соревнованиях. Очень важна теория. Для быстрейшего прохождения дистанции ребятам часто приходится очень быстро самостоятельно принимать решения.

Правила соревнований бывают очень разные. Много видов! Я не знаю, в каком еще спорте правила игры меняются от раза к разу. Занятия не могут быть монотонными или скучными.

В ориентировании не заставляют детей отрабатывать часами одинаковые элементы, а приучают действовать, исходя из ситуации, как в жизни. Нет универсального решения. Это приучает человека постоянно учиться и совершенствоваться. На дистанции бывают то болота, то горы, то овраги. Бывает и ориентирование в парке, и даже спортивный лабиринт.

Это просто прогулка по лесу. Так же этот спорт (один из немногих), который не вредит здоровью. Ты можешь пропустить неделю, месяц, год, и потом просто вернуться. Тебе всегда будут рады. Или заниматься ориентированием время от времени, по возможности. Никто не будет на тебя «давить», заставлять куда-то ходить и где-то участвовать. Тут уж только твоя ответственность. Хочешь хорошо выступить – тренируйся. Возможность выбирать - это очень важно!

Ещё одно преимущество ориентирования заключается в том, что благодаря своим особенностям оно решает проблему привлечения к физической культуре подрастающее поколение.

К достоинствам спортивного ориентирования следует добавить еще его невысокую стоимость (нужна только подробная карта местности и компас) и возможность проводить соревнования в беге с картой и компасом практически в любой точке земного шара.

Так же в ориентировании есть элемент везения. Можно выполнить высокий разряд почти случайно. Главное вовремя «сориентироваться» как поступить. Разряды в ориентировании выполнить довольно легко, особенно юношеские, что очень приятно и дает хорошую мотивацию для детей.

Спортивное ориентирование – это единственный по-настоящему семейный вид спорта.

Из перечисленных преимуществ спортивного ориентирования можно сделать вывод: в этом виде спорта востребованы самостоятельность и быстрота мышления. Человек, обладающий такими качествами, да ещё в сочетании с хорошей атлетической подготовкой, представляет большую ценность для общества, а самодостаточность является ценным качеством для самого человека.

Таким образом, наряду с такими жизненно важными качествами, как: работоспособность, креативность, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, которое формирует спортивное ориентирование, этот вид спорта даёт возможность социальной адаптации многим неуверенным в себе людям. В этом состоит огромная социальная значимость спортивного ориентирования.

Польза и значимость спортивного ориентирования доказана, а какие могут быть недостатки? Почему же обычные люди так мало знают об ориентировании?

Отсутствие зрелищности - единственный, пожалуй, минус этого вида спорта и, как следствие, отсутствие информации.

Действительно, что увидят зрители на соревнованиях по спортивному ориентированию? Спортсмены в костюмах разных цветов, получив на старте карту, убегают в лес. Следующий эпизод: те же ребята, но уже в грязной, иногда порванной одежде, выскакивают из леса и мчатся к финишу. Что происходило в лесу, почему один спортсмен проиграл другому? Об этом можно только догадываться. Если сравнить с легкоатлетическими забегами, лыжными соревнованиями или плаванием (не будем сейчас говорить об игровых видах и единоборствах), где борьба спортсменов видна зрителю (или телезрителю) на протяжении всей дистанции, спортивное ориентирование похоже на загадочный "чёрный ящик". Но даже если вы и видите бегущих людей с компасами и картами, можете и не понять, кто лидирует, ведь определяющим моментом является считка информации с чипа участника.

 

2.2. Анкетирование

В рамках своей работы я провел опрос среди школьников МБОУ "Усть-Киранской СОШ-И"

Для исследования было опрошено 67 человек. Как показал, опрос практически все знают такой вид спорта, как спортивное ориентирование. Это 91% опрошенных. 9% детей незнакомых с таким видом спорта преимущественно - это дети более младшего возраста. При этом хочу обратить внимание, что спортивное ориентирование не показывают по телевизору в виду специфики вида спорта.

На следующий вопрос «Влияет ли спортивное ориентирование на развитие личности ребенка», также значительная доля опрошенных детей уверена, что влияет.

Далее, предстояло поразмышлять над вопросом: «Если спортивное ориентирование влияет на развитие ребенка, то на какие качества?»

Большинство (84% опрошенных) уверено ответили, что как любой спорт, спортивное ориентирование влияет на развитие физических качеств.

Примерно одинаковый процент считает, что ориентирование влияет и на развитие умственных способностей (54,6% опрошенных) и на развитие «силы духа» (50% опрошенных) у ребенка

Все школьники с удовольствием отвечали на вопросы, связанные со спортивным ориентированием. А некоторые, даже решили заняться таким видом спорта.

2.3. Приобщение к спортивному ориентированию.

Меня заинтересовало, с какого же возраста могут заниматься дети спортивным ориентированием? Оказалось, в некоторых детских садах нашей страны уже проходит участие в этом виде спорта. Соревнования проходили в игровой форме. Ребята помогали принцессе из сказки: «Бременские музыканты» найти и составить слово, которое поможет ей быть здоровой. Дети справились со всеми заданиями и отгадали ключевое слово: «СПОРТ». Принцессе нужно заниматься спортом и тогда она будет здорова.

Меня это заинтересовало, и мы с руководителем решили провести физкультурное занятие с использованием элементов спортивного ориентирования с детьми подготовительной группы, нашего детского сада, в ходе которого дошкольники выполняли задания по нахождению контрольных пунктов на участке своей группы в соответствии со своей картой-схемой.

Я думаю, что нужно проводить такие мероприятия в детских садах и школах, т.к. уже с детского сада ребенка приучают к урокам, «интеллектуальным занятиям», многие родители в стремлении реализовать свои амбиции забывают, что для ребенка хорошо, а что плохо. Отсутствие физической активности приводит к развитию у детей различных заболеваний. Спортивное ориентирование – лучший способ приобщить детей к здоровому образу жизни.

На основе моего исследования я сделал вывод: спортивное ориентирование нужно детям и подросткам в качестве двигательной активности и тренировки ума, т.к. в виду дефицита движения из-за большого числа уроков в школе и домашних заданий статическое положение увеличивает нагрузку на определённые мышцы и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития, выносливости, снижается настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на умственную работоспособность. Занятия спортивным ориентированием сполна решает все эти проблемы.

2.4. Мои предложения.

Чтобы ликвидировать безграмотность подрастающего поколения в спортивном ориентировании и приобщить детей к этому виду спорта, я предлагаю (на примере своего класса) открыть теоретический кружок «Знакомство с ориентированием». Для этого я составил информационную презентацию для учащихся. Также мне бы хотелось обратить внимание спорткомитет Кяхтинского района организовать секции по спортивному ориентированию.

Но лучшее средство для того, чтобы заинтересовать детей - это проводить для детей мини-соревнования по ориентированию в школах, на территории Кяхтинского района.

Заключение

В данной работе я доказал, что спортивное ориентирование - увлекательный и разносторонний вид спорта, доступный абсолютно для каждого желающего. Я представил ориентирование как спорт, включающий в себя как активную работу тела, так и занимательные задачи для ума. Кроме того, это способ общаться с природой, регулярно выезжая в различные уголки нашего края и не только. Дал понять, что поучаствовать в соревнованиях может любой желающий, независимо от возраста, уровня подготовки или физического состояния. А значит, подтвердилась гипотеза – Спортивное ориентирование – спорт для всех.

В результате проведённого исследования я дал определение спортивному ориентированию и объяснил свой выбор в спорте, узнал историю возникновения спортивного ориентирования и его развитие в России, Бурятии. Также я выявил достоинства и недостатки этого вида спорта. На основе проведённого анкетирования сделал вывод, что дети и подростки знают о спортивном ориентировании, заинтересовались этим видом спорта. Предложил конкретные действия по привлечению учащихся школы к данному виду спорта.

Сообщество увлечённых спортивным ориентированием людей оказывает благотворное влияние на круг их общения, т.к. у них нет таких болезней цивилизации, как отсутствие цели в жизни, одиночество, скука, апатия. Заняться ориентированием может любой желающий: кто-то для того, чтобы достичь высоких результатов, а кто-то просто, чтобы весело и активно провести своё время.

Как говорят ориентировщики всегда рады новым лицам в своих рядах, всегда готовы объяснить, показать и рассказать. Мы всегда открыто заявляем:

«Добро пожаловать в ориентирование!»

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: chernoyarova73
Просмотров: 131 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar